Упомянем еще одну распространенную оптимизацию, применяемую при сборке мусора: учет поколений объектов. Практические исследования показали, что в современных языках программирования активность объекта зависит от его возраста, причем нетривиальным образом: чем старше объект, тем больше его ожидаемое время жизни. Подавляющее большинство элементов программы используются сугубо локально, чаще всего все время жизни переменной в программе (от описания до последнего использования) умещается в пределы одного блока, процедуры или метода. Кроме того, типичный объект связан, в основном, со своими "сверстниками" и чаще всего умирает вместе с ними. Исходя из этого, логично предположить, что сборка мусора будет наиболее эффективной при обработке недавно созданных объектов. Действительно, большинство объектов утилизируются при первом же вызове сборки мусора.
Поэтому в целях уменьшения времени работы современные алгоритмы сборки мусора специально помечают объекты, пережившие сборку мусора. Такие объекты объединяются в поколения : к нулевому объекту относят объекты, не пережившие еще ни одной сборки мусора, к первому поколению - объекты, пережившие одну сборку мусора и т.д. В дальнейшем сборщик мусора постарается ограничиться обработкой только нулевого поколения (например, во время разметки памяти сборщик мусора не перебирает указатели из "старых" объектов). Если при этом высвобождено достаточно памяти для дальнейшей работы, то сборка мусора на том прекращается, если же нет, то производится сборка мусора в первом поколении, затем при необходимости во втором и т.д.